Перевод с французского

Н. Мавлевич

Сценография

Евгений Никифоров

Костюмы

Алексей Порай-Кошиц,

Анна Ицкович

Звуко- и видеооператоры

Татьяна Сарычева,

Дмитрий Ширкин

Премьера состоялась

15 мая 2013 года

Продолжительность

1 час 30 минут

Вход на Камерную сцену открывается за 30 минут до начала спектакля

Играют

Симон Кесслер

Владимир Селезнёв

Карл Розе

Пётр Семак

Линн Сандерсон

Наталья Акимова

Жак Паолини

Адриан Ростовский

Матиас Юст

Игорь Иванов

Люси Юст

Ирина Тычинина

Арье Нейман

Алексей Зубарев

Спектакль ведет помощник режиссера Елена Сперанская

Франсуа Эммануэль родился в 1952 году в небольшом городке Флёрюс на севере Бельгии. Окончил медицинский факультет по специальности врач-психотерапевт. Имеет обширную частную практику. Свободное время отдает литературе. Автор романов «Обсидиановая ночь», «Меланхоличный убийца», «Соседняя комната», сборников стихов и рассказов, переведенных на несколько европейских языков, в том числе – русский. С 2004 года Франсуа Эммануэль член Бельгийской академии французского языка и литературы.

«Человеческий фактор» – многослойная, построенная по законам детектива, повесть о «белых воротничках».  В преддверии мирового финансового кризиса 2008 года руководство крупной транснациональной корпорации FARB решает провести реструктуризацию и наполовину сократить штат сотрудников. Психолога Симона  Кесслера  просят отобрать кандидатов на увольнение. Он легко справляется с поставленной задачей, хладнокровно отбирая «дефективных личностей» по трем главным критериям – возраст, абсентеизм*, адаптируемость.   Однажды Кесслеру дают поручение познакомиться с управляющим директором компании и вынести медицинский диагноз о его психологическом здоровье. Знакомство с  пожилым  человеком, питомцем детского нацистского приюта Лебенсборн, заставляет психолога радикально пересмотреть свое отношение к ценностям, которые он раньше разделял.  Кесслер обнаруживает, что инструкции, которыми он пользуется в своей работе, скопированы с технологических регламентов, разработанных инженерами нацистской Германии для истребления «неполноценных» граждан  Польши и Советского Союза.

«Иногда одно слово заменялось другим, иногда внедрялись целые чужеродные заплатки из современной технической лексики, а все вместе сплеталось в плотную словесную ткань, химерическое сочетание абзацев и фраз, которое рождало странные и даже шокирующие ассоциации. Ужасала не только бессмысленность, но еще и то, что в хаотичности этого нагромождения проглядывала некая система. Словно из-за какого-то вируса или генетического дефекта два документа беспорядочно перепутались и проросли друг в друга, так что в результате получился бессвязный, но грамматически правильный текст. Как будто неизвестный отправитель положился во всем на игру случая, но как раз эта нарочитая нечаянность и создавала стойкое неприятное ощущение».

*абсентеизм - (от лат. absens (absentis) —  поведение, характеризующееся уклонением от исполнения служебных обязанностей.

Проза Эмманюэля — монолог от первого лица. Его ведет Владимир Селезнев: он рассказывает сюжетную канву, делится рефлексией, вступает в диалоги… Ну, не то чтобы вступает — режиссер Алексей Астахов сделал остальных персонажей цифровыми фантомами, они появляются на стене в качестве видеоизображения (этой стенкой и канцелярской мебелью и ограничилась сценография Евгения Никифорова). Прием рискованный. С одной стороны, живой актер рядом, руку протяни (спектакль играют на Камерной сцене), мы слышим его дыхание, видим его слезы online — за этим сиюминутным переживанием, собственно, и ходят в театр. С другой — он должен общаться, так сказать, с механическим партнером. Но риск оправдывают актеры — первые актеры труппы Льва Додина, лучшей драматической труппы страны.
21 / 06 / 13
Россия

Экстракт офисной лжи

Дмитрий Циликин
Музыкально одаренный и невероятно пластичный артист Селезнев проводит своего героя, психолога при отделе кадров, по пути разрушения равновесия. Перед ним стоит задача сократить тысячу сотрудников. […] Равновесие рушится, когда выясняется, что инструкции, написанные для учебника по промышленной психологии, скопированы с технологических регламентов, разработанных инженерами нацистской Германии для истребления людей.
18 / 06 / 13
Россия

Беспокойная совесть: "Человеческий фактор" в МДТ

Анастасия Ким