Перевод

Михаил Лозинский

Художник по костюмам

Яна Глушанок

Художник по свету

Глеб Фильштинский

Композитор

Николай Морозов

Режиссер по пластике

Сергей Грицай

Награды спектакля

  • 2012
    "Золотой Софит"

Премьера состоялась

7 мая 2012 года

Продолжительность

3 часа с одним антрактом

Спектакль создан при поддержке Министерства культуры Российской Федерации и Комитета по культуре Правительства Санкт-Петербурга

Действующие лица и исполнители

Миллон, король Фраттомброзы

Владимир Селезнев

Дженнаро, принц, его брат

Леандро, министр

Олег Рязанцев

Тарталья, министр

Олег Гаянов

Армилла, принцесса Дамасская

Полина Приходько

Смеральдина, ее камеристка

Наталия Калинина,
Наталья Соколова

Норандо, чародей

Михаил Самочко

Труффальдино

Владимир Артемов

Панталоне, адмирал

Адриан Ростовский

Спектакль ведет помощник режиссера Елена Сперанская

КАРЛО ГОЦЦИ (1720 – 1806) – знаменитый итальянский драматург второй половины XVIII века родился в Венеции. Он происходил из старинного, но обедневшего аристократического рода. С детских лет Гоцци увлекался искусством, поэзией и комедией дель арте. Неблагополучное финансовое положение заставило молодого графа поступить на военную службу, но после нескольких лет, он вернулся в Венецию, где с головой окунулся в кипевшую литературную жизнь.
Благодаря нескольким сатирическим поэмам и памфлетам начинающий писатель быстро получил известность. Но слава пришла к нему позднее, когда драматург выступил против популярных венецианских авторов, чьими пьесами восторгалась вся Венеция – Пьетро Кьяри и Карло Гольдони. Они были серьезными противниками импровизированной комедии, и подобно французским моралистам требовали от театра более серьезных и драматических тем, чем те, которые разыгрывались веселыми Арлекинами дель арте.

Гоцци воспринимал комедию масок, как неотъемлемую часть национальной итальянской культуры, называя ее «гордостью Италии», поэтому в ответ на их выпады против импровизационной комедии он пообещал написать пьесы на сюжет детских сказок с участием традиционных масок дель арте, которые затмят успех именитых драматургов. Так на сценических подмостках маленького театра Сан-Самуэле в Венеции появилась трагикомические сказки для театра Карло Гоцци, получившие ошеломительный успех у публики. Всего Гоцци написал десять сказок. Самые известные из них: «Любовь к трем апельсинам», «Ворон», «Турандот», «Король олень» и «Зеленая птичка». Все они были сыграны труппой великого итальянского комика Антонио Сакки, в результате чего Гоцци одержал полную театральную победу над Гольдони и Кьяри. Литературные враги драматурга вынуждены были навсегда покинуть Венецию, а труппа Сакки, исполнявшая произведения Гоцци, заняла большое помещение театра Сант-Анджело, в котором еще недавно зрители рукоплескали комедиям Гольдони.
С этого времени на четверть века Гоцци связал свою судьбу с театром. Он находился в зените славы. Его истории были переведены на несколько европейских языков.

В последующие годы Гоцци сосредоточился на пьесах, написанных в духе романтических испанских комедий «плаща и шпаги». Вплоть до смерти Антонио Сакки он писал пьесы для этой труппы и для знаменитой актрисы Теодоры Риччи, в которую был влюблен. Со смертью антрепренера театр распался, и конец жизни К.Гоцци провел в одиночестве, оставленный своими актерами и друзьями. За несколько лет до смерти он опубликовал свои мемуары, озаглавив их «Бесполезные воспоминания», рассказывающие о жизни автора, литературной и театральной жизни Венецианской республики в конце XVIII века.

ГРИГОРИЙ ДИТЯТКОВСКИЙ
Театральный режиссер, актер, доцент кафедры актерского мастерства Санкт-Петербургской государственной академии театрального искусства (СПГАТИ).
Сотрудничество с Малым драматическим театром началось в 1985 г., где режиссер поставил свой дипломный спектакль — «Колючее чудо» по пьесе В. Жука. С этого времени вплоть до 1995 г. Г. Дитятковский работал МДТ в качестве актера и режиссера. За это время сыграл роли Хрюши в «Повелителе мух» (1986) и Лямшина в «Бесах» (1991).
Параллельно в течение пяти лет преподавал актерское мастерство на курсе Л. А. Додина. В 1995 году вышел второй спектакль Г. Дитятковского в МДТ. Им стал «Звездный мальчик» по сказке О. Уайльда, сохранившийся в репертуаре театра по сей день. Сотрудничество с Малым драматическим театром продолжилось в 2008 году, когда режиссер поставил «Снежную королеву» по пьесе Е.Шварца. Спектакль был удостоен Национальной театральной премии «Арлекин» в пяти номинациях. В том числе Гран при за «Лучший спектакль драматического театра для детей» и премию «за лучшую режиссуру».
«Ворон» — четвертое обращение режиссера к драматургии К.Гоцци. До этого были: «Счастливые нищие» (Театр «Глобус», Новосибирск, 1997), «Король-олень» (Театр им. Евг. Вахтангова, Москва, 2003), «Зеленая птичка» (ТЮЗ им. А.А. Брянцева, 2007).
Г. Дитятковский поставил около тридцати спектаклей в России и за рубежом. Наиболее известные его постановки: «Войцек» Г. Бюхнера (1992), «Без вины виноватые» А.Островского (2011) в Екатеринбургском ТЮЗе, «Белые ночи» по прозе Ф.Достоевского и Э.Т.А. Гофмана (1994) в ТЮЗе им. А.А. Брянцева, «Мрамор» И. Бродского(1996) в «Белом театре» галереи «Борей», «Отец» А.Стриндберга (1998) в БДТ, «Потерянные в звездах» (2000) в Театре на Литейном, «Мой уникальный путь» Б. Фрила (2012) в театре Приют комедианта.
Зарубежные постановки: «Тойбеле и ее демон» И. Зингера (1994), «Три сестры» А.Чехова (1995) и «Карусель» А. Шницлера (1996) в Capitale Theatre of the University в Манчестере; «Кукольный дом» Г. Ибсена (1996) и «Трехгрошовая опера» Б.Брехта (1999) в Librery Theatre в Австралии.
1998 г. — Лауреат премии «Золотой софит» за спектакль «Мрамор» (лучший спектакль года);
2001 г. — Лауреат премии «Золотая маска» за спектакль «Потерянные в звездах» (лучший спектакль года, лучшая режиссура).
2009 г. — Лауреат премии «Арлекин» за спектакль «Снежная королева» (лучшая работа режиссера)
2010 г. — Лауреат Премии Правительства РФ (за исполнение роли Иосифа Бродского в фильме «Полторы комнаты, или Сентиментальное путешествие на родину»)

«ВОРОН»
Пьеса «Ворон» (Il Corvo), написанная 1762 году и тогда же представленная в Венеции на сцене театра Сан-Самуэле, входит в число десяти знаменитых на весь мир сказок для театра Карло Гоцци. На премьере эта пьеса выдержала более двадцати представлений, что по тем временам было знаком небывалого успеха. Тем не менее, дальнейшая сценическая судьба этой сказки не столь богата яркими постановками. В 1948 году в Венеции к этой пьесе вначале своего творческого пути обращался Джорджо Стрелер. «Ворон» стал знаковой пьесой для двух великих итальянских арлекинов ХХ века: Марчелло Моретти и Феруччо Солери. Для первого эта пьеса стала актерским дебютом на профессиональной сцене, второй – выступил в этой пьесе с режиссерским дебютом.
В России сценическая история постановок «Ворона» началась лишь в ХХ века, когда эта сказка была переведена на русский язык одним из самых знаменитых переводчиков Михаилом Лозинским. С 1950-х гг. «Ворон» прочно вошел в репертуар советских театров для детей. В послевоенном Ленинграде долгое время с большим успехом «Ворон» (премьера 1946 г., возобновление 1958 г.) шел на сцене ТЮЗа в постановке Павел  Вейсбрема, роль Миллона в этом спектакле исполнял Леонид Макарьев.
В 1960 году известный польский режиссер К. Деймек ставил «Ворона» на сцене основанного им театра Новы в Лодзи.
В 1980-е «Ворон» шел на сцене московского театра Сатиры, в 1990-е в Ленинграде на сцене театра Драмы и комедии на Литейном в постановке Г. Тростянецкого.

КОМЕДИЯ ДЕЛЬ АРТЕ или комедия масок – это знаменитый театральный жанр, основанный на виртуозном искусстве ведения диалога и пантомиме.
Комедия дель арте появляется и развивается в Италии в XVI-XVIII вв., когда труппы первых профессиональных актеров (именно так переводится с итальянского «дель арте») начинают путешествовать со своими спектаклями по городам Италии и Европы. В основе спектакля обычно лежал сценарий (содержащий порядок сцен и выходов актеров на сцену, а также основные указания по развитию действия пьесы). Отталкиваясь от него, актеры импровизировали свою игру по ходу действия спектакля. Комики дель арте были актерами одной роли, которую исполняли на протяжении всей жизни, передавая секреты и традиции актерского мастерства своим детям. Влюбленные, старики и слуги были типичными персонажами комедии дель арте, которые отличались своими масками (этот термин так и закрепился в комедии, став синонимом слова «персонаж») и костюмами, неизменными в каждом спектакле.

05 / 10 / 12
Россия

Ворон

Наталия Эфендиева
22 / 05 / 12
Россия

Готичная комедия дель-арте

Светлана Рухля
16 / 05 / 12
Россия

Детям откроется высокопробный театр

Евгений Авраменко